Многие предприниматели привыкли действовать строго согласно классическим стратегиям продвижения, привлечения целевой аудитории и маркетинговых тактик. Есть и такие, которым уже ближе современные варианты. Нынешнее поколение людей страшно не любит скуку и тем более не желает ждать какого-то результата. Современники не верят, что активные действия с напором и мощной подачей креатива хуже, чем последовательность в процессе. Тем более, если это нудная, рутинная работа, выполнять ее вообще нет никакого желания, каким бы не был итоговый результат. Намного лучше, когда процесс пройдет в режиме игры — интересной, с увлекательным эффектом и с элементами соперничества. Соответственно работа над проектом станет своего рода уровнем, а “Босс” — достижение успеха в поставленных задачах. Многие крупные компании запустили геймификацию и остались довольны результатами. Что это такое и какие есть преимущества интересного подхода к бизнесу? Постараемся разобраться и узнаем все особенности процесса.

Что такое геймификация и кому она станет полезной?

Любой компании, которая хочет нестандартным способом привлечь внимание к бренду в целом и продукции в частности, стоит внедрить геймификацию — набор разных игровых техник, которые переносятся в бизнес. Простыми словами, компания запускает игру для реальных покупателей с определенной миссией: получить личные данные, узнать мнение о себе, скупить акционный товар, оставить комментарии за вознаграждение и тому подобное. Это своего рода челленж, но в более существенных масштабах. Да и недостаточно просто так придумать и запустить конкурсы, надеясь сразу получить эффект. Бизнес не TikTok и чтобы развлекаться нужно изначально отлично поработать.

можно обставить любые процессы игрой, получая от этого выгоду

Для запуска геймификации понадобится все тщательно просчитать и обдумать. Нужно поставить цель, проанализировать механику и сюжет игры, вознаграждение за прохождение уровней и прочие особенности. Не нужно быть геймером, чтобы оценить все подобные моменты и установить правила.

Геймификация работает на высшем уровне для организации корпоративной культуры, а также в разных образовательных программах. В целом, принцип игры можно внедрить абсолютно в любом проекте. Главное подключить фантазию, оценить возможности и дать волю мыслям. К примеру, покупатель получает 5 баллов за покупку булочки в пекарне. За хлеб разных сортов дается от 10 до 30 очков. За 100 накопленных баллов можно получить вкусный кофе бесплатно, за 200 — круассан и так далее. Миссия есть: накопить баллы. Стратегия простая — просто нужно больше покупать. Это и есть геймификация. Главный босс/уровень получается достижение наилучшего подарка, который возможен.

Подобный подход в бизнесе используется все чаще. Геймификацию уже внедрили Apple и Google, а это крупнейшие компании с огромным ежегодным доходом. Нельзя сказать, что именно игровые механики приносят наибольшую прибыль, но эффективность от данной стратегии определенно имеется. Также есть толк от специального раздела нашего сайта «Где зарабатывать». Хорошие варианты, интересные статьи, профессиональные рекомендации — все представлено простым языком и проверено на практике.

Главные цели геймификации

По понятным причинам, геймификация имеет одну четкую цель — сделать что-то лучше, путем привлечения внимания к чему-то. Такая задача выглядит размытой, но она как формула: нужно подставить требуемые данные. В итоге получится нужная цель для развития. Далее понадобится только правильно все оформить и запустить.

Если применять геймификацию конкретно к бизнесу, то можно выделить следующие основные цели:

  1. Привлечение новых клиентов. Наличие игровых элементов позволяет не только улучшить отношения с действующей целевой аудиторией, но также налаживает связь с новыми покупателями. Кроме того, есть возможность вернуть старых клиентов, которые утратили интерес к бренду. В последнем случае сделать все можно очень просто и без проблем, ведь покупатель сталкивался с брендом и знает хотя бы минимальную информацию о нем. Главное не просто представить уникальное торговое предложение, а сделать его креативным, ярким, незабываемым. Это соответственно повысит интерес целевой аудитории, а бренд повысит показатели деятельности. Оригинальность сейчас ценится, причем в любой нише рынка.
  2. Работа с лояльностью. В режиме постоянной конкуренции нужно стараться удивлять своих клиентов, пока этим не занялись соперники по рынку. Чтобы вызвать нужную реакцию, понадобится всего лишь подпитывать интерес к проекту, предоставляя новый контент. Если обновлять материалы почаще, соответствующим будет и результат. Задержать внимание помогут мини-игры на разную тематику. Даже при наличии мощной разработки не совсем по теме, стоит внедрить ее в проект. Иногда отличия в тематике только подогревают спрос, ведь становится интересно, почему бренд решил внедрить именно это, а не пошел по установленному пути.
  3. «Партизанский маркетинг». При помощи геймификации можно скрытно и без огласки провести хорошую рекламную кампанию. Подобным методом пользуются многие топовые букмекерские компании, которые знакомят потенциальных клиентов с новыми акциями и попутно завлекают зарегистрироваться. Вариант универсальный и легко подойдет любой компании, независимо от рода деятельности.
  4. Запуск «сарафанного радио». Принцип схож с предыдущим пунктом — заинтересовать, привлечь внимание, создать “волну” слухов и обсуждений. В общем всячески поднять хайп и увеличить востребованность. Но без перебора, честность и правдивость нельзя отодвигать на второй план. Если человек заметит подвох, мнение сразу меняется и «сарафанное радио» переключится на ненужную волну. Все с умом и без преувеличения.
  5. Монетизация. Ну и конечно же одним из важнейших процессов является проведение действий по улучшению финансового состояния Увеличить прибыль можно совершенно без проблем, но в случае если игра заинтересует клиента и подарит положительные эмоции. Поскольку покупатель “зависнет” над предложением компании, можно показать ему побольше рекламы, соответственно завлечь к совершению покупки. Прибыль возрастает благодаря приросту целевой аудитории и соответственно игровые методики способствуют улучшению результатов. Если хочется модернизировать хоть что-то из указанного, стоит довериться геймификации. Иногда ведь важнее не просто привлечь как можно больше клиентов, а получить эффективный ресурс, увлеченный проектом. Им могут быть и действующие покупатели.

В общем, целей для рационального использования геймификации предостаточно и выше указаны лишь основные, а также наиболее популярные. Никаких ограничений при внедрении нет и стоит признать универсальность, гибкость, практичность подхода в любой сфере жизнедеятельности. Стоит признать, что эффективность будет разной, но если хорошенько постараться, то все вполне возможно.

Основные принципы геймификации

Многие наивно полагают, что игровой процесс или выполнение различных заданий по сюжету — это и есть геймификация. Однако это совсем не так, ведь одной игры с подтекстом и намеками будет совершенно мало. Игровой процесс, сюжет или задания — это все составляющие общего проекта, такие себе кирпичики, использующиеся для постройки дома. Главные принципы геймификации:

  1. Игровой механизм. Важный элемент, состоящий из рейтингов, баллов и разных систем поощрений. Для игрового механизма определяются уровни для участников системы, разные интересные моменты и препятствия, появляющиеся при прохождении. Главное выбрать выгодные поощрения, создать программу лояльности или прочее. Не всегда бесплатные подарки будут приоритетом. В McDonalds или Starbucks одним из лучших призов считается право на покупку без очереди. Идеальное решение для популярных мест с большой проходимостью. Правда если подобный подарок выиграют многие, начнется хаос. Потому стоит обдумать игровой механизм на все 100%.
  2. Относительно простые правила. Важно заинтересовать целевую аудиторию, демонстрируя отсутствие сложных условий. Они и вправду не должны быть трудными, но и не полностью простейшими. Иногда приветствуется полное отсутствие требований в режиме игры — регистрацию, пополнение счета, оформление заказа или маркетинговую кампанию. Но для получения определенных бонусов, стоит уже установить средние по сложности условия.
  3. Основные правила должны дополняться новыми условиями. Это не попытки усложнить путь к достижению цели, а еще один вариант, чтобы увеличить интерес целевой аудитории. Если сразу вывалить на клиента кучу правил и требований, он попросту может испугаться или потерять интерес к такой игре.
  4. Программа лояльности или реферальная система. Если один клиент будет приглашать друзей и знакомых, да еще и подарки за это получит — выйдет эффективная цепная реакция, благодаря которой на маркетинговой кампании можно существенно сэкономить.
  5. Конкуренция. Без нее никуда и если провести несколько розыгрышей с крупным призовым фондом, то количество участников превзойдет все ожидания. Соответственно о бренде узнают миллионы, популярность, востребованность и спрос будут соответствующими.

Ну и конечно же нужно обвести в рамочку или как-то ярко, креативно и с изюминкой обозначить отличные шансы на победу хороших призовых. Если даже с виду понятно, что ничего выиграть не получится, а игра мудреная-перемудреная, то подобный лабиринт станет только отталкивать. Когда хочется побаловать клиентов щедрыми поощрениями, стоит обозначить приоритеты и поэтапно усложнять игровой процесс. Это в любом случае вызовет азарт и клиент станет бороться до последнего, чтобы забрать полагаемое.

Что касается платной или бесплатной основы, то здесь стоит понимать — к халяве тянутся все и всегда. Если уж и устанавливать определенную оплату, то и итоговое поощрение должно быть соответствующим. Акция «Купите 3 товара и четвертый тоже купите» совершенно неуместна.

чтобы привлечь внимание клиентов, нужно предложить оригинальные игры

Ну и конечно же нужно постоянно анализировать все результаты. Какой бы не была цель или принцип, важно проводить оценку статистики. Каким должен быть тест — дело сугубо индивидуальное. Можно провести общий анализ показателей, сравнивая прибыль с количеством целевой аудитории. Чем больше новых клиентов прибыло и чем выше доход, тем соответственно геймификация работает на высоком уровне.

Как влияет психотип человека на эффективность использования геймификации?

Если говорить в общем, то психологическое состояние человека так или иначе влияет на результаты многих бизнес-проектов. Простыми словами, именно от настроения зависит решение по покупке определенных благ. При позитивном настрое хочется свергнуть горы и порадовать себя чем-нибудь. Когда настроения совершенно нет, тогда нет никакого желания что-либо делать и тем более смотреть рекламу, играть в игры и прочее.

Стоит выделить 4 основные группы людей и их влияние на эффективность геймификации в бизнесе:

  1. Агрессоры. Таким людям хочется побеждать и делать это всегда. Они стараются доминировать, не стесняются напоминать окружающим о своем превосходстве и в 95% случаев ведутся на предложение «А сыграйте-ка в эту игру и получите…». Агрессоров не так много, но если таковые попадутся, можно быть уверенным в их щедрости. Таким людям нравится влиять на судьбу остальных, а конкуренция только заводит и вовлекает еще больше.
  2. Бонусхантеры. Эти клиенты просто охотятся за выгодой и всегда стараются урвать побольше бонусов. На этом и все, ведь цели что-то покупать или делать у них нет. Получил поощрение — ушел искать подобные предложения.
  3. Эгоисты. Нацелены на совершенствование, личное удовлетворение по разным вопросам и стараются похвастаться абсолютно всем. Они жадные и пафосные, но если зацепить конкуренцией, то станут похожими на агрессоров.
  4. Исследователи. Геймификация для таких людей считается своего рода квестом. Им нравится что-то новенькое и интересное, а все предложения “хватают” на лету. Однако убедить исследователей так просто не получится, ведь они привыкли анализировать ситуацию, искать плюсы и минусы, а также замечают мельчайшие детали по предложениям. Поэтому если товар окажется “лутчим”, а не “лучшим” — аналогичное мнение сложится и у исследователей.

В отдельном порядке стоит выделить социальщиков. Это общительные люди, способные запустить «сарафанное радио», рассказать о предложениях лучше топовых маркетологов и максимально дружелюбные, поэтому внушают доверие. Таким нравятся программы лояльности, реферальные системы и другие бонусы за активное общение с другими.

Все вышеуказанные психотипы указаны лишь для примера. Нельзя отнести конкретного человека к определенному типу на постоянной основе. Они меняются в зависимости от ситуации, настроения, желаний. Конечно же есть установленный вид личности, который отвечает всем критериям определенного психотипа, но таких людей не так и много.

Особенности внедрения геймификации в бизнесе

На геймификацию бизнеса придется потратиться. Суммы не самые внушительные, но понадобится вложиться. Эти инвестиции окупаются, причем в 80-90% случаев сполна и с лихвой. Важно только проанализировать, какая механика подходит, изучить настроение целевой аудитории и распланировать свои будущие шаги по достижению успеха. Если составлять инструкцию по внедрению, то она будет не такой и большой:

  1. Изучаем целевую аудиторию. В первую очередь нужно понять, какая игра может действительно заинтересовать клиентов. Для этого пригодится старая проверенная методика: составление портрета идеального покупателя. Ну или неидеального, конфликтующего и вечно недовольного. Когда цели максимальные, стоит учитывать оба варианта. Что учитывать при составлении портрета: насколько человек привязан к продукции бренда, сколько покупок было совершено ранее и какая общая сумма приобретений. Если хочется внедрить интересную игру, стоит проанализировать сколько клиенты готовы дать ради изучения новой информации или получения хороших подарков. Готовность соперничать заметна сразу и такое упускать нельзя — агрессоры щедрые и всегда платят побольше.
  2. Выбор четких, правильных, точных целей. Геймификация создается и внедряется не просто так, как очередной челлендж или состязание за хайп. Важно определить конкретную цель и двигаться к ее выполнению. Если задача поставлена неверно, можно провалиться даже при успешно интегрированной игре.
  3. Определяем стратегию. Для многих нет других задач, помимо тех, которые отвечают за улучшение финансовых результатов. Получение прибыли — важный показатель абсолютно для всех бизнес-проектов. Однако на основе составленного портрета идеального покупателя стоит определиться с игровой механикой и видами привлечений. Как вариант, можно использовать стандартную схему по достижению успеха, игры с элементами фентези, исследований, отдыха. Также некоторым нравится нарушать правила, играть не по сценарию и использовать всё не по назначению. Поэтому можно выделить два разных вида игры и проанализировав все преимущества с недостатками, определиться с основным. Когда есть свободные деньги, разработки можно представить в нескольких вариациях на выбор.
  4. Внедрение, тестирование. Чтобы все прошло на высшем уровне, понадобится провести анонс, демонстрацию и представить игру во всех социальных сетях. Попутно можно начинать заниматься анализом и тестированием. Это позволит сразу увидеть эффективность процесса на практике.

Ничего сложного и невыполнимого не существует. Понадобится только правильно поставить цели и грамотно подойти к выполнению задачи. Чтобы игра смогла привлечь внимание и порадовать результатами, важно обеспечить простые правила, хорошие бонусы и в целом, интерес к разработке. Цели стоит ставить достижимые и реально выполнимые, поддерживая конкуренцию. О маркетинговой кампании также не стоит забывать. Это может быть простенькая, но эффективная реклама, без фанатизма и излишних затрат.

Распространенные варианты для применения геймификации

Примеров внедрения геймификации представлено достаточно много и каждый проект по-разному подходит к выполнению основной цели. Если не уходить далеко от истины, то лучшие варианты для применения геймификации следующие:

  1. Обучение. Куда лучше самосовершенствоваться и модернизировать собственные знания, доверяясь процессу игры. Задания могут быть простыми, с нарастающим уровнем сложности. Также можно добавить тренировки или практику, чтобы не заскучать и стремиться к максимальным результатам.
  2. Образовательные программы. За своеобразный QUIZ (викторину) можно иногда получить возможность бесплатного обучения в конкретном университете. Онлайн-заведений сейчас предостаточно, но также предлагают воспользоваться подобными условиями и лучшие университеты мира. Чем же привлекает подобное предложение? Геймификация предоставляет возможность сдать экзамен в особо интересной форме, а ВУЗы забирают талантливых студентов по результатам игры. Проще условий нельзя придумать, да и незачем.
  3. Знакомство с продукцией. Каждая компания может запустить геймификацию ради маркетингового продвижения или рекламы актуальных предложений. Также подобное знакомство в интересном формате подталкивает к приобретению определенной продукции. Куда приятнее купить товар, если дополнительно в игре выиграна скидка в 30% на следующее приобретение.
  4. Сбор данных. Всегда важно и очень полезно знать информацию и предпочтения целевой аудитории. Чем больше данных известно, тем лучше все отобразится на последующей работе. Подробных персональных сведений знать нельзя, да и никому это не нужно. Однако основные данные можно использовать в качестве личных данных в анкете разных веб-порталов.

Если не говорить о прибыльности и выгодах для бизнеса, стоит выделить также такой вариант применения геймификации, как улучшение корпоративного духа в компании.

коллективная игра повышает моральный дух и атмосферу в команде

Благодаря качественно созданной игре есть шанс уменьшить текучку кадров и подумать над собственным самосовершенствованием, ради повышения в должности. Когда все устраивает, но нет результата — стоит делать соответствующие выводы. Геймификация не считается панацеей и безупречным решением всех вопросов, но эффективность определенно имеет.

Инструменты геймификации

При желании дополнить собственный бизнес креативными играми, понадобится выбрать верные механизмы и варианты развития сюжета. Все должно понравится потребителю и в данном случае нужно провести тщательное изучение желаний, потребностей, интересов целевой аудитории. Если удастся найти приемы, способные помочь охватить все виды игроков, указанных двумя разделами ранее (кроме бонусхантеров естественно), то успеха долго ждать не придется.

Выделим основные инструменты геймификации, которые могут быть внедрены в процесс:

  1. Развитие профиля. Как и в компьютерных играх популярного жанра RPG можно сделать “прокачку” персонажа, то есть игрового аккаунта. Принцип достаточно простой — чем больше покупок или активности совершает клиент, тем быстрее растет его репутация. В качестве примера стоит указать различные программы лояльности, которые считаются своего рода проектами геймификации. Потребитель выполняет разные задания, “прокачивает” свой уровень и в итоге может рассчитывать на подарки, скидки и прочее.
  2. Партнерские программы. Это хороший вариант для бизнеса и самих потребителей, завоевать определенные выгоды. В первом случае, не только маркетинговая кампания будет заниматься привлечением клиентов, но и сами клиенты начнут агитировать за бренд. Выгоды для партнеров также могут быть существенными, ведь подарки несложно придумать в любом виде: денежном или бонусном (кэшбек, бесплатные услуги, статусность). Если грамотно все обставить, то поток клиентов будет стабильным и постоянным, с возможным улучшением условий.
  3. Система поощрений. В данном случае все достаточно просто — выполнил задание, получи награду. Это может быть небольшой подарок или разные значки, кубки, медали для “прокачки” собственного профиля. Слишком простыми условия быть не должны, ведь бонусхантеров с годами меньше не становится. Но и чересчур сложные требования только отпугнут клиентов. Убрать наглых бонусхантеров с горизонта не так сложно — достаточно установить лимиты и ограничения, обозначив их хорошим словом «мотивация». Простыми словами, стоит дать определенное время на получение бонуса. Если условия будут выполнены правильно — получите скидку, которая действует 10 часов. Также можно комбинировать подарки с необходимостью выполнить другие условия: бонус полагается за покупку на конкретную сумму денег. Опять же, не «Покупаете на 5000 рублей и получаете брелок», а что-то посущественнее и попроще.
  4. Полезные функции/разработки для увеличения лояльности. Стоит обдумать, чего может не хватать клиенту для более комфортного проведения времени в торговой точке. Для оффлайн бизнеса подойдут скидочные карты, выдача статусов с разными привилегиями и прочее. В онлайне все несколько проще — нужно сделать удобный сайт, понятную навигацию и добавить интересные функции. Если это салон красоты, можно создать приложение по выбору имиджа или интерактивный каталог косметики. Строительные интернет-магазины давно завоевали признание программами-калькуляторами, считающими стоимость определенных деталей, аксессуаров и даже ремонта в целом. Все подобные разработки стоят денег, но полностью оправдывают инвестиции.

Как и в любой игре, обязательно должен быть принцип состязания и конкуренции. Благодаря проведению разных акций с внушительным призовым фондом, можно избавиться от ненужных товаров или презентовать новые разработки. Лучший вариант для демонстрации новинки — ее розыгрыш еще до запуска в массовое производство.

каждый человек хочет выиграть особенный приз

Все будут хотеть получить то, чего еще нет ни у кого. При этом, каждый без исключений заинтересуется предложением и будет очень рад новости «Вот этот товар мы скоро запустим в производство для масс!». Таким образом получится повысить конверсию, привлечь клиентов и улучшить узнаваемость бренда. Люди будут думать: «Месяц назад компания предложила крутой товар и повезло тому, кто выиграл», «Победитель счастливчик, но давайте предлагайте теперь товар для всех!».

Способы привлечения внимания к играм

Небольшим компаниям геймификация может только навредить, хотя с какой стороны посмотреть. Если делать чересчур сложные проекты, уйдет много денег, а эффект будет получен не такой, как хотелось бы. Малому и среднему бизнесу стоит начать с геймификации социальных сетей или e-mail рассылок. Что имеется в виду — за прочтение новостей или писем можно начислять промо баллы, которые будут использоваться для покупки подарков. Также можно использовать разные головоломки и загадки. Клиент правильно отвечает и получает вознаграждение. Попутно человек прочитает УТП компании, просмотрит каталоги скидок и интересных предложений. Грамотный подход даже через такие мелочи превратит общение с клиентами в более продуктивное.

Начать можно с простого:

  1. Лайки, комментарии, репосты. Популярнейшая тема, которая уже вот сколько лет подряд находится в трендах. Можно периодически создавать разные конкурсы с призами за лучший комментарий, честный отзыв, распаковку продукции или ее обзор. Благодаря этому охват целевой аудитории увеличится, а продажи пойдут вверх.
  2. Челленджи. Стоит провести интересные конкурсы, квесты и состязания за определенный приз. Задания могут быть разными и важно подключать социальные сети для улучшения эффективности.
  3. Увеличение продаж за счет коллекционирования. Допустим, за покупку какого-то товара на определенную сумму денег будет выдаваться фишка, магнитик или часть одного рисунка. Цель — собрать коллекцию для получения бонуса. Магнетизм коллекционирования не угаснет и в ближайшие 100 лет, потому есть перспектива завлечь клиентов и настроить их на постоянные покупки.
  4. Выдача привилегий. «Получите VIP-карту за совершение покупок на сумму 10000 рублей и откройте доступ к разным бонусам!» — хороший вариант для улучшения лояльности и на перспективу. Все солидные предложения и привилегии должны иметь определенный срок действия. Это важно, ведь множество привилегированных клиентов не слишком хорошо может сказаться на бизнесе.

В целом, стоит использовать все доступные варианты для привлечения целевой аудитории, дополнительно добавляя эффект игры. Такой подход позволит стать лучше, вызовет интерес и улучшит результаты деятельности.

Заключение

Геймификация считается мощным инструментом для развития практически любого бизнес-проекта. Если удастся создать креативное предложение, способное привлечь внимание и улучшит результаты деятельности — это и будет успешным внедрением игровых механизмов. Нужно представить именно интересные варианты с неплохими поощрениями, “цепляя” клиентов. Совсем не обязательно создавать игры подобно Counter Strike, Dota или PUBG, чтобы завоевать признание. Это может быть что-то простенькое и неброское, но важно обдумать сюжет и предложить хорошие возможности. Ничего сложного нет и реально все выполнить даже без освоения популярных игровых механик.