К сожалению, 99% людей не умеют составлять резюме, из-за чего часто не получают желаемой должности. Вернее, по структуре обычно претензий не возникает, но вот смысловая часть оставляет желать лучшего. Соискатели повсеместно пихают в рассказ о себе избитые штампы, шаблоны, пустую информацию, бесполезные сведения. То есть, банально льют «воду», в итоге их опусы летят в мусорную корзину не прочитанными даже наполовину.
Сегодня мы решили исправить подобную ошибку и дать вам подробный гайд, как правильно писать резюме, как заинтересовать работодателя и повысить шансы на получение определенной должности. Будет много полезной информации, поэтому внимательно прочитайте всю статью и впитайте знания как губка воду.
Какие задачи решает резюме
Многие соискатели просто не понимают, что такое резюме, какие задачи оно призвано решить. 99% людей ответят: «что тут непонятного, резюме рассказывает обо мне работодателю». Серьезное заблуждение. Да, в техническом плане вы рассказываете о себе. Однако главная миссия любого резюме – продать себя, причем как можно дороже.
Работодатель – покупатель, соискатель – товар. И чем выгоднее презентовать товар, тем больше шансов, что его купят. Это правда, как бы цинично она ни звучала. Ваша задача – написать о своей кандидатуре продающий текст, чтобы заинтересовать работодателя, заставить его пригласит вас на собеседование.
Это не значит, что вы должны сосредоточиться исключительно на себе любимом. Нет, в вашем рассказе будущий работодатель обязан рассмотреть выгоды для компании. Его задача – выбрать кандидата, который будет полезен и принесет дополнительные дивиденды. Вот почему в резюме в первую очередь важно рассказывать, какую пользу принесете организации, а не какой крутой вы специалист.
Неправильно: я SEO специалист с 10-летним опытом, умею двигать сайты в ТОП. Владею сервисами такими-то, получал зарплату такую-то, в арсенале 2000 положительных отзывов.
Правильно: работаю в сфере SEO 10 лет, за это время вывел в ТОП сайты следующих компаний…Что принесло им дополнительную прибыль в 10 миллионов рублей. Знаю, как работать с такими-то сервисами, вам не придется тратиться на мое обучение. Здесь отзывы предыдущих работодателей.
Правильно определите целевую аудиторию
Кому вы пишете резюме? Работодателю? Нет. Начальнику отдела кадров? Мимо. Заместителю директора? Опять неправильно.
Резюме читают HR-менеджеры, и только они решают, отправить вас на собеседование или нет.
То есть, ваша целевая аудиторию пресловутые HR-менеджеры, их еще называют рекрутерами. Это специалисты, отвечающие за подбор персонала. Именно к ним попадают письма кандидатов на должность в компании. Держите это в голове, когда будете составлять резюме. В первую очередь ориентируйтесь на них.
Порядок взаимодействия обычно выглядит следующим образом:
- HR читает и отбирает лучшие резюме, затем отправляет их следующему специалисту. Например, начальнику отдела, куда нужны сотрудники.
- Начальник решает, кого пригласить на собеседование, а кого нет.
- Кандидаты приходят на финальное собеседование. Если повезет, они получат работу.
Как видите, ваша задача – сначала угодить рекрутеру. Не владельцу компании, не его замам, не отделу кадров, а именно HR-менеджеру. Учитывайте, что этот специалист собаку съел в просмотре резюме, поэтому халтура не пройдет. Отнеситесь с должным вниманием к оформлению, структуре, грамотности резюме. Допустили ошибку – рекрутер выкинул вашу анкету.
Не пишите штампами
В интернете полным-полно шаблонов для резюме, люди берут их и просто переписывают один в один, просто изменив личные данные. Так делать нельзя. Штампованные опусы не способны никого не заинтересовать. Подобные анкеты с вероятностью в 99,9% полетят в мусорную корзину. Вы ведь сливаетесь с тысячами других кандидатов, которые прислали такое же резюме.
Помните: основа продаж – быть не таким, как все, иметь отличия, преимущества. А вы уже знаете, что вы – товар, который нужно выгодно сбыть. А как это сделать, если вы стали частью серой массы. Не надо так. Имейте отличия. Блестите как золотой слиток на песке, чтобы на вас обратили внимание и подняли.
Никогда не переписывайте резюме, которые нашли в интернете. Рекрутеры устали их читать, и теперь вовсе не читают. Увидели пару штампов в начале – перечеркнули вас из списка кандидатов. Такова суровая правда. Пишите все самостоятельно. Да, можно подсмотреть где-нибудь фишки, идеи, удачные заходы, но обязательно оптимизируйте их под себя.
Лайфхак. Если у вас не получается хорошо писать, можете обратиться к услугам профессиональных авторов. Скажем, с подобной услугой неплохо справляются рекрутинговые агентства. И стоит это немного.
Примеры штампов: грамотный автор, ориентирован на результат, умею хорошо общаться с клиентами, занимался продажами в крупных компаниях. И тому подобное. Всячески избегайте их, не переписывайте чужие резюме. Лучше придумать свое, оригинальное.
Выдерживайте правильный размер
Есть две крайности при написании резюме:
- оно слишком длинное;
- оно слишком короткое.
Оба варианта плохо продают вас. Рассмотрим проблемы каждого из них. Бывает, что соискатель пишет огромные простыни текста, расписывает всю свою биографию чуть ли не со дня рождения. В итоге получается 3-4 страницы формата А4. Так не нужно делать. Ни один менеджер по персоналу не станет читать подобные опусы, максимум в его поле зрения попадет 2 страницы. Никому не интересно читать про вас столько букв.
Другая крайность – слишком короткое резюме, что тоже не есть хорошо. Если вы на полстраницы рассказали о себе, это никуда не годится. Значит, у вас мало опыта, вы не умеете презентовать себя, поленились написать чуть больше информации. Не лучшие качества, согласитесь. HR ни за что будет рассматривать вас в качестве кандидата на должность.
Каков же оптимальный объем? Как показывает практика, резюме должно быть на 2 страницы, это золотая середина. Иногда можно обойтись и одной, если вакансия в принципе не предусматривает особых умений. Например, компания ищет курьера, и ключевые требования – наличие водительского удостоверения и возраст +30.
Не лейте воду
Что такое вода? Это бесполезная, бессмысленная информация, не несущая никакой пользы. Правильное резюме должно быть емким, конкретным, отражающим только нужные сведения о соискателе. Пишите конкретику с цифрами, реальными результатами. Нельзя употреблять эпитеты, давать данные, которые ничего не рассказывают о вас как о специалисте.
Вода: работал менеджером по продажам в магазине бытовой техники, продал много товара.
Конкретика: работал менеджером по продажам в магазине бытовой техники, за 3 года продал 25 пылесосов, 100 телевизоров, 230 компьютеров и 1200 аксессуаров к ним. Принес магазину выручку в размере 10 000 000 рублей.
Вода: сотрудничал с сотнями заказчиков, написал для них несколько тысяч текстов.
Конкретика: сотрудничал с +300 заказчиков, написал больше 3000 текстов коммерческого характера.
Думаем, на примерах понятно, как составить правильное резюме. Всегда пишите конкретику. Не употребляйте слов «несколько», «много», «сотни», «тысячи», «немного», «чуть-чуть». Заменяйте их точными цифрами, хотя бы примерными.
Одно резюме – одна должность
Если вы напишете в резюме, что готовы занять должность сисадмина или инженера по технике безопасности, то вас рекрутер не будет рассматривать вообще. Это две разные профессии с разной зарплатой. Человек, готовый занять это ниши, вызывает подозрение. Пишите четко должность, на которую претендуете.
Если рассматриваете сразу несколько должностей, для каждой пишите отдельную анкету. При этом профессии должны быть близки друг к другу и не слишком отличаться по оплате.
Можно претендовать одновременно: секретарь, делопроизводитель, сотрудник архива, оператор копировальных машин, администратор.
Не стоит претендовать одновременно: начальник рекламного отдела, главный инженер, менеджер по подбору персонала.
Надеемся, суть понятна. Не стоит позиционировать себя, как и швец, и жнец, и на дуде игрец. Вашу кандидатуру просто отклонят, даже не прочитав резюме.
Важное впереди
Большая ошибка многих соискателей – ставить второстепенную информацию на видное место, а важную куда-то вниз. Вероятность, что работодатель дочитает до этого места, очень мала. Яркий пример – блок с опытом работы. Что делают большинство людей? Они пишут в прямой хронологии: на первое место ставят свое первое место работы, а последнее остается внизу. Это грубейшая ошибка. Последовательность должна быть следующей:
- последнее место работы;
- предпоследнее место работы;
- другие места работы.
Работодателя мало интересует, чем вы занимались 10 лет назад, гораздо важнее, где вы трудились последний год. И такую информацию лучше подать в первую очередь.
Аналогичное правило действует и для блоков образование, достижения, курсы, дополнительные навыки. Запомните: важное – впереди.
Личные качества
Самый сложный блок для большинства людей. Кто-то вообще не включает его, так как попросту не умеет писать для него. Но он нужен. Без личных качеств работодатель не будет рассматривать ни одно резюме. Факт. Вот и пишут кандидаты из года в год одно и то же:
- ответственный;
- пунктуальный;
- внимательный;
- креативный;
- трудолюбивый;
- коммуникабельный.
Во-первых, это водянистые и голословные утверждения (вы не можете их подтвердить), во-вторых, это штампы, в-третьих, эти качества должна быть у любого работника по умолчанию. Все ждут, что вы не будете опаздывать на работу, ответственно относитесь к обязанностям и умеете общаться с клиентами. Иначе никак.
Как только рекрутер увидит подобные опусы, он, скорее всего, отправит резюме в урну, так как читать в тысячный раз про коммуникабельность и ответственность никому не захочется.
Так что же указать в личных качествах? Включите голову, подумайте, в чем реально сильны, и как это небанально преподнести. Приведем пару примеров, чтобы понять, в каком направлении стоит двигаться:
- Легко обучаемый. К 25 годам освоил 3 новые современные профессии.
- Умею убеждать. Заключил договор с клиентом, который отказал 5 другим компаниям.
- Не боюсь сложных задач. Чем труднее, тем с большим интересом работаю.
- Лидер по натуре. Управлял командой из 30 человек.
То есть, пишите не просто качество, а раскройте его каким-нибудь достижением, либо интересно и конкретно опишите.
Указывайте дополнительные навыки
Но только там, где это уместно и выгодно выделит вас среди конкурентов. К примеру, вы отправляете резюме на должность менеджера по продажам. В этом случае отлично сработают следующие навыки: копирайтинг, знание бухгалтерии, опыт работы в колл-центре. Лишь один полезный навык может стать решающим фактором при приеме вас на работу. Так что не стесняйтесь, указывайте максимум талантов.
Разумеется, не стоит писать навыки, которые к будущей должности никакого отношения не имеют. Если претендуете на место рекламного директора, глупо писать, что вы умеете ремонтировать токарный станок. Это вообще не пригодится. Суть, думаем, поняли.
Что не нужно писать в резюме
В заключение расскажем, что не стоит писать в резюме. Первое – никогда не указывайте, за что вас уволили с предыдущего места работы (или сами ушли). Это личное дело каждого человека. На собеседовании придется рассказать, но не в резюме.
Второе – шутки, креатив, ирония. Например: готов брать на себя дополнительные обязанности, но интим не предлагать. Резюме – серьезный документ, в нем не принято балагурить. Весь ваш творческий потенциал вы еще сможете продемонстрировать на собеседовании или тестовом задании. Пока же сосредоточьтесь и пишите серьезно по общепринятым стандартам.
Третье – не указывайте информацию, которая отпугнет работодателя. Чтобы было понятнее, сразу примеры: воспитываю трех малолетних детей; страдаю нервным тиком; за спиной 5 разводов; ударю любого, кто меня оскорбит; умею правдоподобно врать. Иногда честность вредит.
Итог
Основные моменты, как правильно написать резюме, мы рассмотрели. Пользуйтесь советами, и шансы на получение желаемой должности возрастут многократно. Проверено!
Оставить комментарий
Вы должны быть авторизованы для комментирования.