Многие родители стараются не брать с собой детей, когда идут по магазинам, ведь зачастую простой поход за продуктами сопровождается истериками или непредвиденными расходами. Поэтому возникает простой вопрос – как справиться с желаниями ребенка, который требует что-то приобрести? Дополнительно многие родители интересуются, с какого возраста надо учить детей управлять собственными средствами. Ответы на эти вопросы достаточно простые, а тема «деньги-ребенок» очень важна, как и формирование самооценки, коммуникабельности, лидерских качеств. В садиках, школах и даже университетах финансовую грамотность не учат, что отрицательно влияет на будущее каждого человека. Поэтому важно уже с самых ранних лет учить детей правильно обращаться с деньгами, чтобы обеспечить им таким образом материальное благополучие и успешность во взрослой жизни.

Как научить детей ценить финансовые средства

Излишне говорить о финансовой грамотности с ребенком не стоит, однако объяснить значение термина все же нужно. Ведь кому не захочется в садике или школе поговорить об этом? К правильности распоряжения финансами относится умение принимать решения, которые напрямую связаны с доходами и расходами. Понимая хотя бы основы финансовой грамотности, ребенок может научиться планировать все затраты и будет экономить уже с раннего детства.

Однако как можно научить детей ценить деньги, если некоторые родители сами этого не умеют? В этом вопросе также нет никаких сложностей, ведь в интернете есть достаточно интересных и, безусловно, полезных материалов в свободном доступе, которые помогут самостоятельно изучить нужную информацию. На нашем сайте также каждый может найти отличный вариант для заработка. Стоит только посетить раздел “Где заработать” и проанализировать все способы. Верный шаг – начать с себя, передавая частичку знаний своим детям.

Полезно почитать. Как тратить деньги с умом

Важно понимать, что все равно ребенок когда-то узнает о деньгах, и лучше, если информация не будет искаженной. К примеру, старшеклассники могут подсказать, что заработать деньги можно воровством или обманом. Ребенок, возможно, не будет этого делать, но в памяти останутся простые истины, и в будущем желание попробовать может усилится.

Обучение детей финансовой грамотности должно сопровождаться объяснениями разницы между работой, получением заработной платы, необходимостью экономить и ценить деньги, чтобы принимать взвешенные и верные решения по разным вопросам. Важно не просто прочитать лекцию детям на непонятном языке, а правильно донести информацию.

родители не должны надеяться на кого-то в плане обучения детей финансовой грамотности, а в личном порядке нужно помочь ребенку разобраться в вопросе

В первую очередь дети знакомятся с финансами, когда им дают карманные деньги родители, бабушки и дедушки. Процесс осуществляется просто так и без особых требований. То есть, приехал к родным, можешь получить немного денег, потому что все соскучились. Но это допустимо только в раннем возрасте, а по мере взросления потребуется внушать ребенку мысль, что финансирование не является потоком денег, который просто так направляется в карманы, а считается возможностью заработать честно и своими силами.

Как же показать преимущества добросовестного заработка? Очень просто – стоит попросить ребенка помочь в выполнении разной домашней работы и оплатить его старания. В США достаточно распространенной считается практика платы за успехи в школе. Это негласный вариант, но достаточно продуктивный, ведь ребенок старается, учится, узнает новую информацию и за это получает бонус. Когда вместо стараний наблюдается обман, то, конечно, “деловые отношения” на этом заканчиваются.

Важно объяснить, что такое «деньги»

Еще будучи очень маленькими, дети начинают понимать, для чего нужны деньги. Однако это понимание, скорее, условное, как и тот факт, что зарабатывает мама и папа, но как — неизвестно. Никому не сложно показать купюры и монеты национальной валюты, а также иностранные деньги, если они есть. Уже на этом этапе можно объяснить цену финансов. Но это не будет очень важно, ведь пока ребенок не знает, что на них можно купить. И такие знания на ранних этапах вряд ли нужны, ведь сам он не будет ходить в магазин.

Чтобы дети лучше поняли, что такое деньги, стоит обратить внимание на следующие универсальные советы:

  1. Нужно купить сувенирные банкноты и играть ими с ребенком, покупая разные товары для игрушек. Таким образом малыш сможет различать номинал купюр и будет распределять капитал между всеми, кто играет с ним.
  2. Важно рассказать малышу, что иногда можно рассчитываться и банковской картой. Ненужный пластик есть у каждого в кошельке, и его возможно использовать в тех же играх. Попутно стоит рассказывать, что потребуется ввести PIN-код, что это такое и другие особенности. Нужно повторять информацию постоянно, чтобы она отложилась в памяти.
  3. С каждым годом нужно требовать от ребенка большего. То есть, не нужно его отправлять на работу и требовать 90% зарплаты. Совсем нет. Важно, чтобы малыш, постепенно взрослея, понимал настоящую цену денег и умел ими правильно распоряжаться. Когда недельный бюджет спущен на чипсы и жвачки, следующий можно сделать намного меньше, объясняя, что такие покупки не несут никакой пользы и компания (мама или папа) не согласна выделять средства на пустые приобретения. Такой серьезный и взрослый разговор вселяет доверие, особенно когда в школе не будет хватать даже на вкусную булочку после очередного уменьшения бюджета.

В таком вопросе многие доверяются профессионалам, но забывают о личной смекалке и фантазии. Самому можно придумать очень много разных вариантов, чтобы ребенок понял ценность и значение денег. Дополнительную уверенность и мотивацию добавит оплата покупок в магазине в личном порядке.

Демонстрация финансовой грамотности на личном примере

Раздавать советы может каждый, но повторимся еще раз – можно придумать много разных игр и ситуаций, которые помогут ребенку быстрее и лучше справиться с вопросом, что такое деньги. Каждый отец или мать знает своего малыша и его предпочтения, поэтому гнаться за рекомендациями “крутого” педиатра вряд ли стоит, потому как это не всегда универсальная помощь.

Личный пример – самый лучший способ научить ребенка что-либо делать, и это касается не только денег. Пусть дети смотрят на распределение семейного бюджета, предлагают свои варианты и участвуют в совместных покупках. Важно рассказать, что в первую очередь нужно оплачивать коммуналку, после чего — менее важные вещи. Еще с самого раннего возраста можно объяснять основы экономии и инвестирования. Они никуда с годами не денутся, а если постоянно их совершенствовать, то вскоре ребенок сможет отблагодарить родителей за предоставленные знания.

Современные дети знают намного больше, но тратят также не меньше. Вызвано это тем, что многие игры и приложения требуют дополнительной оплаты за улучшения. Дети хотят быть лучше своих сверстников, поэтому указывают карту родителей и тратят средства бездумно, иногда даже тысячами. Это результат финансовой безграмотности и эмоциональной неустойчивости. Когда ребенок ценит деньги и понимает, как они заработаны, то не станет их тратить направо и налево.

Отдельно стоит сказать, что некоторые родители учат детей экономить, но сами позволяют себе купить вещи не первой необходимости или дорогую одежду. Любой человек хорошо запоминает не тогда, когда слушает информацию, а когда видит пример своими глазами. Дети замечают намного больше, чем кажется на первый взгляд. Потому не нужно разбрасываться деньгами и покупать ненужные вещи, что приведет к аналогичному исполнению в недалеком будущем, только со стороны ребенка. Даже в 4-6 лет малыш уже способен сравнить варианты для покупки и определить наиболее интересный для себя. Поэтому можно вслух проговаривать все сомнения относительно приобретения определенных вещей.

Как обучить детей рациональному управлению финансами: основные правила

Сейчас есть много информации на тему «дети и деньги», но иногда “специалисты” слишком заигрываются и составляют целые трактаты советов по управлению финансами. Естественно, никакому ребенку, да и родителю, подобные рекомендации не нужны, ведь прочитать об основах финансовой грамотности, экономике и деньгах в целом можно в разных материалах, которые доступны сейчас совершенно бесплатно.

Система управления финансами для детей не слишком отличается от подобной для взрослых. Чтобы более детально изучить вопрос, стоит обратить внимание на такие правила:

  1. Важно понимать размер покупок и сумму, которая будет потрачена на ребенка в течение определенного периода времени. Также можно дополнить «бизнес-план» отдельной статьей расходов «хотелки». Сюда вносятся не самые важные вещи, игрушки, походы в детские развлекательные центры и тому подобное. Составленный план нужно показать детям, чтобы они увидели, что на самом деле стоит вложений, а чего можно немного подождать, если финансов пока не хватает для исполнения мечты.
  2. Поход в магазин с четким списком покупок. Это еще один важный момент, который нужно внушить (да, именно внушить) детям. Ведь куда лучше купить все по списку, нежели просто войти в магазин, набрать чего хочется и, по сути, ничего полезного не приобрести. Так же и с покупками ребенка – хочется печенья и конфет? Сначала нужно купить овсяную кашу и йогурт, а сладости лучше перенести в раздел «бонус». Таким образом ребенок поймет, что купить “хоть что-нибудь сладкое” можно только при наличии денег на это, но в первую очередь важно приобрести все самое нужное.
  3. В покупках нужно учитывать желание ребенка. Это своеобразное проявление заботы, а также правильный подход в планировании семейного бюджета. Малыш поймет, что деньги семьи распределяются на всех, и важно уделить внимание желаниям каждого, а не просто требовать новый конструктор, когда мама или папа нуждается в новой одежде или других вещах.
  4. Не нужно выручать детей, когда они совершили финансовую ошибку. Когда ребенок накопил определенную сумму и потратил ее на какую-то безделушку, не стоит нервничать. Однако не следует также одобрять подобные траты, ведь малыш подумает, что поступил правильно, а деньги придут к нему в любое время независимо от ситуации.
  5. Важно вместе обсуждать финансовые вопросы. Многие родители считают, что дети не должны участвовать в распределении семейного бюджета. Но такая мысль совершенно неверная, ведь дети могут подумать, что это какая-то неприятная и постыдная тема.
  6. Выдавайте деньги осознанно. Не стоит бездумно давать небольшую сумму на “разные расходы”. Куда лучше очертить вместе с ребенком первоочередные траты и дополнительные. К первым относится питание и другие важные потребности, а ко вторым – вещи, которые просто приносят удовольствие.

Важно усвоить и донести ребенку, что деньги не должны стоять на первом месте, какая бы не была ситуация. Со временем дети научатся пользоваться финансами и зарабатывать сами, а правильный настрой еще с ранних лет позволит им повысить уровень финансовой грамотности.

необходимо не только научить детей зарабатывать и ценить деньги, а правильно тратить финансы

Необходимо поощрять детские накопления и помогать ребенку достичь определенной цели. Распространенная ошибка многих родителей – приобретение множества подарков и подобных вещей, которыми владеют друзья ребенка. С одной стороны, это хорошо, но с другой дети перестают мечтать и обдумывать все варианты, чтобы купить определенную игрушку, ведь у них уже все есть и зачем лишний раз стараться?

Как учить детей правильно обращаться с деньгами по возрастным категориям

Даже с самого раннего возраста можно обучать ребенка финансовой грамотности. Все родители желают, чтобы дети жили счастливо и полноценно, и деньги в этом играют не последнюю роль. Специалисты разработали специальную стратегию, которая позволяет постепенно совершенствовать знания детей уже с 2-3 лет. Все советы действенные, что успели подтвердить многие родители, проверившие рекомендации на практике.

Полезно почитать. На что не стоит тратить деньги

Период осведомленности: 2-3 года

В возрасте 2-3 лет дети не знают о соотношении цены и качества, потому рассказывать им о преимуществах финансовой грамотности, инвестировании и других сложных терминах еще рано. Куда лучше научить ребенка распознавать банкноты и начать играть с деньгами, чтобы учиться считать свой бюджет.

Для этого специалисты рекомендуют просто разложить деньги и попросить ребенка рассортировать их по номиналу. Это поможет детям узнать банкноты, название которых можно проговаривать постоянно, чтобы на уровне подсознания дети понимали значение реальных денег. Виртуальные счета и банковские карты также можно использовать для игры, но в возрасте 2-3 лет пока они не очень нужны.

Дополнительно можно поиграть в магазин. Игра очень популярная и всем знакома. Нужно просто в сувенирном магазине купить ненастоящие деньги и создать с ребенком разные ситуации, приближенные к реальности. При желании можно приобрести игрушечную кассу, чтобы процесс был более приближен к реальности. В режиме игры обучение становится намного проще и интереснее.

Учимся экономить: возраст 4-6 лет

Именно в этом возрасте можно начинать давать ребенку карманные деньги. Предварительные разговоры о финансах и игры помогут детям успешно обращаться с деньгами. Не стоит давать ребенку более 500 рублей на неделю, ведь эта сумма вполне достаточная для приобретения всего необходимого. При передаче карманных денег следует объяснять, что тратить можно не все деньги, а экономить – это не значит жадничать.

Конечно, лучше все подтверждать личным примером, ведь ребенок в таком возрасте старается быть похожим на родителей и повторяет все их действия. Специалисты советуют обратить внимание на такие советы по обучению ребенка экономии:

  1. Важно выделить цель. Малышу нужно предложить выбрать определенную вещь, которая ему нравится и какую он хочет иметь. Если игрушка стоит недорого, ее можно отнести к краткосрочным целям, а при значительно большей стоимости – к долгосрочным. Детям нетяжело понять в этом возрасте — что дорогое, а что дешевое, поэтому становление целей позволит сделать правильный выбор в любой момент.
  2. Можно все цели рисовать или описывать. На листе бумаги можно нарисовать игрушечную машинку и написать ее стоимость. Постепенно с увеличением денег можно менять сумму и писать, сколько осталось к заветной цели.
  3. Важно помогать ребенку подсчитывать все доходы и расходы. Если осталось 50 рублей, и пока дети не знают, куда их потратить – предложите сэкономить, чтобы в будущем купить что-то более стоящее.

Если дети умеют экономить с детства, правильно распределяя цели, то можно быть уверенным в их успешном будущем в плане финансов.

Можно ли в 5-8 лет начать зарабатывать

В этом возрасте уже можно объяснять детям, как зарабатывать и откуда вообще берутся деньги. Если не заниматься финансовой грамотностью с ребенком, то он будет думать, что монеты и банкноты делают сами люди. Лучший способ показать, как зарабатываются деньги – дать ребенку определенную работу и оплатить ее по достоинству. Но не стоит делать уборку по дому «работой», ведь дети могут подумать, что чистота и порядок достигается только благодаря определенной оплате, а просто так ничего не делается.

Как тратить деньги в 6-10 лет

Ребенок уже знает, что такое деньги и как их зарабатывать, поэтому нужно научить тратить собственные сбережения. Конечно, следует этому учить постепенно и с раннего возраста, но только в 6-10 лет дети понимают, что можно тратить меньше и не всегда обязательно покупать то, что хочется именно сейчас.

когда ребенок финансово грамотный, в будущем у него не возникнет проблем с деньгами

Для обучения правильного расходования денег лучше взять ребенка в магазин и дать ему немного больше денег, которых хватит на приобретение всех продуктов по списку. Он должен понять, что лучше купить, чтобы предоставленной суммы хватило на все. Такой метод позволит рационально планировать бюджет и научит ребенка управлять деньгами.

7-15 лет: жертвы ради более существенных целей

В этом возрасте нужно учить детей более серьезным вещам. Необходимо объяснить ребенку, что важно принимать решения, которые не навредят общему бюджету. То есть, при желании купить машину для семьи все должны чем-то жертвовать и экономить. Это позволит быстрее насобирать необходимую сумму и впоследствии все будут довольны поездками на комфортном автомобиле.

Не менее важным вопросом является составление бюджета, причем далеко не все взрослые могут похвастаться таким умением. Нужно выделить все желания, а также установить цели. Когда ребенку больше 15 лет, можно говорить с ним об инвестировании. Важно преподнести этот момент правильно, ведь многие думают, что вкладывать деньги могут только бизнесмены и предприниматели. На самом деле даже в детстве можно вкладывать финансы в разные дела. Начать стоит с семейного бюджета. Если ребенок заработал за каникулы и предложил деньги родителям на покупку новой стиральной машины, которая сломалась, то это один из многих плюсов того, что он финансово грамотен и с ним постоянно велась работа в этом направлении.

Заключение

Научить детей обращаться с деньгами совершенно несложно. Главное, постоянно рассказывать о ценности финансов и все нужные детали. Не стоит надеяться, что финансовой грамотности обучат в садике, школе и даже ВУЗе. До того времени, пока ребенок поймет, как правильно обращаться с деньгами, он может допустить немало ошибок, потратив личный бюджет на разные безделушки. Когда дети еще с малого возраста понимают основные моменты получения прибыли и рациональной траты денег, им несложно экономить, копить, и вообще финансы распределяются правильно. Это помогает стать успешным в жизни и финансово независимым, к чему стремятся многие люди.